Наши ожидания и ситуативный контекст могут решительно влиять на то как мы толкуем аромат. Проходя мимо мусорных контейнеров, вы, вероятнее всего, зажмете нос и постараетесь быстрее удалиться от зловонного места. В то же время, вдыхая точно такую же смесь химикатов во французском ресторане, вы наслаждаетесь, различая в ней благородные ноты элитных сортов сыра.
Пользу из этого извлекает в первую очередь пищевая промышленность. Ароматизируйте фиолетовый виноградный напиток запахом вишни и никто не заметит подвоха. Так появляются “гранатовые” соки с добавлением более дешевых компонентов таких как черноплодная рябина и так далее.
Не так давно в одной из научных передач по Nat Geo я видел сюжет как действие этого нехитрого цветового обмана проверили на профессиональных сомелье. Когда экспертам дали белый Бордо подкрашенный красным красителем, они описывали его как будто оно на самом деле красное. Тому же вину без добавления красителя были даны характеристики, присущие белому Бордо.
Немецкий концептуальный художник Хельга Гриффит (Helga Griffiths) однажды призналась, что художественные инсталляции в зеленых тонах и с запахом травы получают оценку зрителей как пахнущие свежескошенным газоном, но стоит сменить цвет на красный, как все начинают чувствовать запах земляники.
Думаете, что влияние способны оказывать только визуальные образы? Вербальная информация так же оказывает мощное влияние на восприятие запахов.
Лабораторное тестирование зависимости восприятия запахов от того как их называют показало, что один и тот же запах получает противоположные характеристики будучи названным в одном случае “Пармезан” и во втором “Рвота”. Мнения оказались настолько различны. Первый вариант чаще всего получал характеристику “Мне он нравится, хочу его съесть”, второй же чаще имел отзыв “он вызывает у меня негативное отношение до такой степени что я хочу покинуть помещение”.
Испытуемые не верили, что нюхали один и тот же запах. То есть аромат сыра, который они ощущали только что, во второй раз превращается из деликатеса во что-то ужасное только из-за внушенных ассоциаций.
Почему происходит такой обман восприятия? Да потому что человеческий мозг одержим идентификацией объектов окружающего мира, поэтому, имея дело с загадочными запахами мы обращаемся за помощью к словам и образам. Если контекст предложит вероятное объяснение, мы с ним согласимся в большей степени, чем доверимся только запаху и нашему мнению о нем.
Слова, ожидания, визуальные образы – используйте все это в своих интересах, только не спешите, дело в том, что обман получится не со всеми ароматами. Непринужденность, с которой могут быть обмануты наши носы зависит от того, насколько аромат неоднозначен.
Если вам предложат аромат апельсина, сказав, что это Зарегистрируйтесь, пока это совершенно бесплатно:
Внимание!
Преимущества платной регистрации:
- Кроме опций доступных в бесплатной подписке Вы получаете:
- Доступ к закрытой информации (исследования ученых, открытия, последние
разработки в области аромамаркетинга, результаты научных экспериментов,
полезные книги и статьи) - Консультация наших экспертов: если книга и сайт не ответили на Ваши вопросы, Вам достаточно написать нам через форму обратной связи и мы дадим развернутый ответ, с примерами и фотографиями
- Книга по аромамаркетингу с цветными иллюстрациями, стоимостью 3000 руб в подарок + бесплатная доставка в любой регион России. Читайте подробнее о книге здесь
сообщества.
Успейте зарегистрироваться сейчас, потому что по мере наполнения сайта цена может вырасти:
Поверьте, материал, представленный на сайте постоянно обновляется, он стоит значительно дороже этих денег. Информация накапливается, база знаний постоянно пополняется, соответственно, растет и стоимость регистрации. Кто знает, быть может в следующем месяце цена регистрации будет значительно выше…